Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 4
1.1 Понятие законодательного процесса в Российской Федерации 4
2.2 Стадии законодательного процесса в Российской Федерации 8
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 15
2.1 Порядок взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания РФ в рамках законодательного процесса 15
2.2 Совершенствование законодательного процесса в Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правоприменение - это постоянный процесс разработки компетентны-ми ор¬ганами и закрепления в законодательстве норм поведения, которые обеспечи¬вают развитие и совершенствование правовой системы и некоторых ее секто¬ров. Субъектами разработки закона являются государственные орга-ны, наде¬ленные определенными полномочиями, а в исключительных случаях - граждане при принятии законов путем референдума. Федеральное законо-дательство в ос¬новном относится к компетенции высшего представительного органа страны - Федерального Собрания Российской Федерации.
Правовая деятельность явля¬ется одной из форм реализации процесса создания права, поскольку нормы ста¬новятся правовыми не потому, что они являются результатом правовой дея¬тельности, а потому, что они применяют-ся принудительной силой государства.
Деятельность законодателя осуществляется в порядке, установленном специ¬альными процессуальными нормами, основная часть которых сосредо-точена в Конституции Российской Федерации.
Законодательный процесс является важнейшим механизмом реализа-ции правовой политики российского государства. Он представляет собой си-стемную и упорядоченную процедуру принятия, изменения либо прекраще-ния действия федеральных конституционных и федеральных законов компе-тентными органами государственной власти. От того насколько четко и сла-женно будет работать механизм законодательной деятельности в конечном итоге зависит качество принимаемых в стране федеральных законов и уро-вень законодательства страны в целом.
Наиболее актуальным, каким бы парадоксальным это ни казалось, бы-ло бы низкое качество законодательства. Обычно это происходит из-за оши-бок, до¬пущенных в процессе разработки законодательства. В юридической литературе причины юридических ошибок делятся на две основные группы: объективные и субъективные.
Объективные причины включают динамизм и разнообразие социаль-ных от¬ношений, сложность самой юридической деятельности, поскольку она зависит от различных типов фактов, которые постоянно меняются и взаимо-зависимы.
В связи с этим особое научное и прикладное значение имеет выявление проблем законодательного процесса и поиск путей их решения.
Цель исследования – изучить и проанализировать современные про-блемы законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) изучить понятие федерального законодательного процесса;
2) рассмотреть стадии федерального законодательного процесса;
3) проанализировать актуальные проблемы законодательного процес-са.
Объект исследования ‒ общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законодательного процесса как системной и упорядочен-ной процедуры принятия, изменения либо прекращения действия законов компетентными органами государственной власти.
Предмет исследования - конституционные нормы, закрепляющие зако-нодательный процесс в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют современные методы познания, включая как общенаучные (диалектический, системно-структурный), так и специальные (нормативно-логический, формально-юридический).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206.
Научная литература
3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2021. Т. 2. 936 с.
4. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2017. 640 с.
5. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотвор-чества в России: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 480 с.
6. Борисов А.С., Меркулов П.А. Некоторые проблемы современно-го правотворчества в России // Социум и власть. 2015. № 3 (53). С. 65-70.
7. Борисова И.В. К вопросу о сущности права вето Президента // Научный альманах. 2019. № 5-1 (55). С. 148-150.
8. Виноградов В.А. Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 1: учебник для академи¬ческого бакалавриата / В.А. Виноградов, С.В. Маслен-никова, В.Д. Мазаев; под общ. ред. В.А. Виноградова. М.: Юрайт, 2017. 246 с.
9. Ищенко А.А. Законодательный процесс как формирование общей государственной воли // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 1 (11). С. 154-165.
10. Кулешова Н.Н. Механизмы и формы осуществления законода-тель¬ного процесса // Школа Науки, 2018. № 5 (5). С. 32-34.
11. Марченкова В.А. Законодательный процесс в современной Рос-сии и его характеристика, правила и процедурные стадии //
В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспекти-вы. Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. Курск, 2022. С. 113-117.
12. Плотникова, П. П. Институт народной законодательной инициа-тивы: необходимы ли поправки в кон¬ституцию РФ?/ П.П. Плотникова // Вестник Саратовской государственной юри¬дической академии. 2019. № 5 (130). С. 30-36.
13. Правотворческий процесс: некоторые аспекты понятийно-категори¬ального аппарата / Ф.Х. Даова [и др.] // Вопросы экономики и пра-ва. 2018. № 125. С. 24-28.
14. Румянцев М.Б. Правотворчество в Российской Федерации: моно-гра¬фия. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 324 с.
15. Сизых Г.В. Проблемы законодательного процесса в Российской Фе¬дерации // МНСК-2019. Государство и право: материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Новосибирский нац. исследовательский гос. ун-т, 2019. С. 206-207
16. Сулейманова С.Р. Федеральный законодательный процесс: про-блемы правового регулирования и практики // Право и государство: теория и практика, 2021. № 1 (193). С. 84-87.
17. Фатуллаева Э.А. Стадии и этапы избирательного процесса: поня-тие и особенности законодательного регулирования в российском праве // В сборнике: Научные достижения и инновации: вопросы теории и практи-ки. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Ро-стов-на-Дону, 2022. С. 241-244.
18. Ильин В.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Феде¬рации // Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 3. C. 25-32.
19. Нимарицына О.Ф. Понятие законодательного процесса в субъек-тах Российской Федерации // Меридиан: научный электронный журнал. 2019. № 15 (33). С. 465-467.
20. Законодательное Собрание Кировской области : официальный сайт. - URL: http://www.zsko.ru/ (дата обра¬щения: 28.11.2022). - Текст : элек-тронный.
21. Курганская областная Дума : официальный сайт. - URL: http://www.kurganoblduma.ru/ (дата обращения: 28.11.2022) - Текст : элек-тронный
22. Законодательное Собрание Свердловской области : официальный сайт. - URL: http://zsso.ru/(dama обраще¬ния: 28.11.2022). - Текст : электрон-ный.